Я сама, от сильного волнения (редко, но бывает) могу ляпнуть что-то на русском или ответить невпопад на своём родном языке, сконфузив при этом собеседника.
А тут Даглас, наш старший, ему апппендицит на прошлой неделе вырезали, вдруг заговорил в операционной на корейском, ещё до наркоза, видимо в состоянии стресса или со страху, пытаясь объяснить где у него что болит (он с острыми болями в госпиталь попал, сначала мы думали, что он как я, чем-то отравился или грипп желудочный, а оказалось вон что). Самое интересное, что одна из медсестёр оказалась кореянкой, и она его поняла, и постаралась успокоить, сказав, что всё будет в порядке и чтобы он не боялся.
Ну как он сам потом сказал, что никакого чуда тут нет. По корейски он может немного так балакать. И когда, живя там, в Сеуле, несколько лет назад, он вдруг сильно заболел и попал в госпиталь, он очень боялся, что его не поймут и старался изо всех сил объяснить врачу по-корейски, что у него где болит. Видимо, это сильно засело в подсознании, что в критический момент он вдруг опять заговорил на корейском.
А ещё я, когда начинаю сильно волноваться, становлюсь такая косноязыкая, просто ужас! Так-то я изъясняюсь вполне нормально, не считая акцента, но вот стоит мне начать нервничать, то всё! Трудно подобрать нужные слова, всё из головы вон.
А зато после бокальчика другого винца или ещё чего, могу говорить и говорить, пока близкие не начинают меня затыкать. И Расул иногда вспоминает первое наше время, когда я больше молчала, и вообще толком говорить не могла, как самое прекрасное время, а теперь я его нервную систему очень сильно своей болтливостью подпиливаю, оказывается...
А ещё я вспомнила свой самостоятельный первый поход здесь к врачу. У меня ухо стреляло, и как я тоже волновалась и вспоминала нужные слова, как я буду доктору объяснять, что у меня где болит. Но доктор-старикан такой оказался классный, да ещё и влюблённый в Россию и интересующийся нашей историей, что у него на двери кабинета даже карта России оказалась, он нашел откуда я. И он мне так обрадовался, что не ему, а мне пришлось его слушать, и понял он все мои жалобы и сказал, что я молодец. И потом я уже не боялась сама к врачам ходить.
А тут ещё цитата от Шекли в руку: "Возможности медицины неограниченны, ограниченны возможности пациентов..."
Особенно, если пациент не может объяснить, что с ним не так. Поэтому это очень важно уметь в стрессовой ситуации владеть языком той страны, где имеешь неосторожность заболеть.